Основная задача этого вида съемки — показать наиболее интересные декоративные и архитектурные особенности, дизайнерские решения помещения, также очень важно передать на снимке фактуру отделочных материалов и предметов интерьеров.
Как правило, при фотографировании внутреннего убранства помещения мы имеем дело с неподвижными объектами, поэтому особе внимание нужно уделить выбору точки съемки. Выбор позиции при фотосъемке интерьеров зачастую очень ограничен. Это особенно сказывается когда при объективе с нормальным фокусным расстоянием изображение не умещается в кадре, а переместить фотоаппарат нельзя из-за ограниченности помещения. В таких случаях лучше пользоваться широкоугольными объективами, либо произвести панорамную съемку из двух или более кадров.
Входя в комнату, мы видим окружающие нас предметы с высоты своего роста, а значит наиболее удачная перспектива будет тогда, когда фотоаппарат находится на уровне глаз стоящего человека. Благодаря этому можно хорошо передать размеры и пропорции снимаемого помещения.
При симметричной планировке наиболее выигрышным будет кадр, при котором точка съемки несколько смещена к одной из боковых стен помещения.
Фотосъемка интерьеров — это непростой процесс по причине недостаточности или неравномерности освещения. Его необходимо подобрать так, чтобы на снимке отразились характерные особенности комнаты, её обстановку, фактуру материалов, были хорошо видны детали в затененных местах и в то-же время не терялась основная суть снимка. Как правило, снимок интерьера включает в себя множество совершенно разных предметов, среди которых мы не сразу можем выделить наиболее существенные. Человеческому глазу свойственно останавливаться в первую очередь на наиболее светлых и наиболее контрастных участках снимка. Отсюда следует что для привлечения внимания зрителя к самому существенному в кадре служат соответствующие световые акценты.
При съемке интерьеров доступны следующие виды освещения:
Дневной свет, проникающий через окна, двери и т. д.
Искусственное освещение, обычное для этого помещения;
Искусственное освещение, специально применяемое для съемки: фотовспышка, специальные лампы, софиты и т. д.
В большинстве случаев эти виды освещения используются комбинировано, например в дополнение к дневному свету, проникающему через окна можно добавить обычное искусственное освещение, чтобы снизить шумы на фото. Кроме того, практически во всех случаях можно использовать светоотражающие экраны или использовать искусственно вызванное отражение от светлых стен, предметов и т. д.
Характер естественного дневного освещения находится в зависимости от планировки помещения, от количества и расположения в нем окон и других светопроводящих конструкций (стеклянные двери, крыша), а также от времени дня и погоды. Дневной свет может быть прямым (непосредственно солнечные лучи), рассеянным или отраженным (когда солнце скрыто за облаками или стеной здания).
Для съемки интерьеров наиболее предпочтителен мягкий рассеянный дневной свет, хорошо выявляющий детали. Прямой солнечный свет, проникающий в окна, смягчается белыми занавесками — это дает рассеянное освещение и уменьшает контраст. Ослабление освещенности в данном случае не особо критично, так как в кадре нет движущихся объектов и выдержку можно увеличить. Однако прямым солнечным светом можно воспользоваться и для повышения выразительности кадра, чтобы лучи солнца выделили ту или иную деталь.
Дневное освещение, даже рассеянное зачастую создает сильные контрасты: напротив окон светло, между окнами и в углах — тень. Детали предметов, находящихся в тени, на снимках пропадают. Чтобы избежать этого рекомендуется теневые стороны стен, углы, отдельные слабо освещенные предметы подсветить светоотражателями, поставленными под тем или иным углом или положенными на пол. Само собой этот способ можно применить только когда снимается только часть помещения и светоотражатели в кадр не попадут.
При съемке внутренних пространств зачастую естественного освещения может не хватить и некоторые детали просто остаются в тени. Тут нам на помощь придет дополнительная искусственная подсветка. При этом основным источником у нас остается дневной свет, а дополнительными источниками мы будем подсвечивать только темные места. Такая подсветка бывает нужна, например, для того, чтобы при съемке против света добиться хорошей проработке деталей, при этом, сокращая выдержку, можно получить на снимке окно не в виде сплошного белого пятна, а показать то что виднеется за окном. Для такой подсветки удобней всего использовать одну или несколько ламп накаливания.
В помещениях, не имеющих естественного дневного освещения либо в случаях, когда фотосъемка производится в темное время суток фотограф вынужден пользоваться искусственным освещением. Как правило, искусственного освещения, обычного для данного помещения, бывает недостаточно, поэтому, как и в предыдущем случае, нам потребуется дополнительная искусственная подсветка.
Благодаря специальным осветительным приборам, фотограф получает возможность в полной мере управлять освещением, регулируя мощность светильников и их расстояние от объекта съемки. Кроме того, некоторые фотографы используют прием, когда один источник света во время выдержки перемещают для предотвращения или смягчения нежелательных теней.
Оптимальные результаты получают при использовании двух светильников. Первый, наиболее мощный, является основным и создает обще рассеянное освещение, его располагают рядом с фотоаппаратом, справа или слева от него. Второй источник, более слабый, служит для выделения отдельных участков, осветления чересчур густы теней посредством передвигаемого или направленного света. Мощность дополнительного источника должна составлять примерно четверть мощности основного.
Основной свет можно направить на потолок или на стену позади фотографа — это даст более рассеянное освещение.
Чтобы усилить освещенность протяженного в глубину помещения можно поместить основной светильник далеко впереди, спрятав его за каким-либо предметом интерьера либо архитектурным выступом, колонной и т. д. При этом дополнительная лампа придаст освещению большую равномерность и смягчит резкие тени.
При расстановке источников света желательно сохранять иллюзию естественного для данного помещения дневного или обычного электрического освещения. На снимке свет от специальных или дополнительных источников должен казаться исходящим из окон или от постоянных ламп. Сильный направленный свет может иногда давать глубокие тени, никак не связанные с планировкой или формой помещения, искажая общий вид и детали интерьера. Также следует избежать или свести к минимуму отражения от ламп в стеклах и зеркалах.
Особую задачу представляет съемка осветительных элементов с зажженными лампами: люстр, бра, торшеров и т. д. являющихся элементами интерьера. Если при фотографировании помещения при его обычном освещении захватить в кадр зажженные лампы, то при выдержке, необходимой для проработки деталей интерьера, лампы получатся окруженные сильным ореолом, а сама арматура осветительного при бора стушуется и выйдет малозаметной. Потому в подобных случаях необходимо подсветить интерьер дополнительными источниками.
Наиболее оптимальным при съемке помещений будет использование широкоугольных объективов, так как размеры помещения далеко не всегда позволяют фотографу отойти на расстояние, достаточное для использования нормального объектива.
Ниже представлены схемы трех снимков помещения, сфотографированного с одной точки тремя разными объективами:
Снимок сделан длиннофокусным объективом;
Снимок сделан объективом с нормальным фокусным расстоянием;
Снимок сделан широкоугольным объективом.
В современных интерьерах довольно много прямых вертикальных и горизонтальных линий, следовательно при съемке важно четко выдержать горизонт, а лучше воспользоваться штативом. Хотя при должном владении фотошоп небольшие наклоны легко поправить. Еще одна немаловажная причина использования штатива — съемка в помещении осуществляется с большими выдержками.
Скажите пожалуйста какие настройки диафрагмы лучше использовать в интерьерной съемке?
@ Нина:
Лучше не открывать диафрагму полностью, этим вы сужаете грип и некоторые детали могут оказаться размытыми.
Занимался одно время съемкой интерьеров в гостиницах. По началу использовал внешнюю вспышку направленную в потолок, а в последующем стал использовать брекетинг и обрабатывал фото с помощью плагина LRenfuse для Lightroom — эффект получался очень классный, при такой манере съемке не подсвеченных мест не осталось и при этом нет пересвета у окон.