Product Vision, или видение продукта – алгоритм, с помощью которого у вас сформируется отправная точка для любых действий по реализации любого проекта
Как не сожалеть о покупке, уже совершив её? Такой вопрос наверняка появлялся у каждого хоть раз в жизни. И мало кто догадывается, что ответ очевиден, что этому «искусству» можно научиться, освоив анализ пользы и выгоды. Вот, скажем, приобретение авто. На страницах буклета вы любуетесь красивым, современным и супернадёжным аппаратом, так? Положительно реагируете на рекламу и уговоры, на похвалы вашему вкусу и креативности… Но, сколько же проблем потом сваливается на вас в виде специфических требований к обслуживанию, приплюсованных к общему ТО и расходов на использование некоторых «фишек», без которых сия чудо-техника вообще отказывается трогаться с места?
Всё на порядок усложняется если речь идёт о реализации IT-решения. Особенно, когда заказчик рассматривает его, как приобретение продукта. Здесь без предоставления исполнителю внятных, корректно оформленных требований к итоговому заказу на разработку решения не обойтись.
Product Vision (или видение продукта) – включает в себя все требования к конечному результату. Именно оно помогает сформировать итоговое видение продукта, учитывая будущую функциональность.
Подготовка Product Vision
В полноценной IT-компании всегда есть специалист, ведущий проект (проектный менеджер, владелец решения, ну или продуктовый-аналитик), помогающий сформировать правильный взгляда на проект, учитывая все детали и прогнозы. А у заказчика должно быть чёткое представление о необходимости этой информации для исполнителя. Он должен быть в готов к эффективному взаимодействию с командой, особенно в вопросах, касающихся функционирования бизнеса.
Опираясь на видение продукта, компания может правильно оценить затраты на разработку, дизайн, вёрстку, внедрение и поддержку – а заказчик получит ориентировочной бюджет. И уже будем принимать решение о разработке или корректировке некоторых требования, реализуемых фич.
Какие вопросы могут подняться при подготовке Product Vision::
Какой вы видите идею проекта?
Пункт важный, и в нём нужно раскрыть основную мысль проекта. Объяснить его цель, его достоинства и конкурентоспособность с подобными проектами, его эксклюзивность. Это и будет информацией, в которой раскроется общая концепция и функциональность.
Цель проекта
Цель – это то, к чему мы должны прийти в конце проекта, завершение и торжество реализации первоначальной идеи. Формулирую цель, воспользуйтесь SMART-системой, позволяющей внятно сформулировать цель. А это гарантия того, что ваш проект будет точно реализован, как задумывалось.
Задачи, решаемые должен решить IT-проект
Смысл выставляемых задач – достигнуть поставленных целей. От направленности вашей деятельности будет зависеть и то, как сработает направление к цели: на прибыль, на бОльшее распознавание вашего бренда, на лояльность пользователей/конечных потребителей. При правильной постановке задач и требования вполне выполнимы.
Конечные пользователи it-решения
Это та самая ваша аудитория, являющаяся конечной целью работы. То есть целевая аудитория (ЦА). Ради этих людей всё и затевается. И вам придётся отталкиваться от их запросов в создании конечного продукта. И чтобы его в конце концов создать, нужно произвести чёткий анализ поведения ЦА и её предпочтений при жизни в социуме. А также узнать базовые сведения: женат/замужем, мужчина/женщина, возраст, увлечения, если можно – характер. Всё это помогает в составлении итоговых требований с учётом того, что интересует ЦА и каковы её потребности.
Параметры успешности проекта
Или, иначе – метрики. Их установка зависит от поставленных целей. И они же помогают в оценке успешности решаемых задач. В них могут входить:
v NPS – этой аббревиатурой обозначают уровень, на котором находится лояльность к вам ваших пользователей и демонстрирующие это метрики;
v Оценка грядущей прибыли после полной исполнения всех задумок;
v Метрики с отражением количества пользователей в решении IT-задач за контрольное время;
Уникальность и конкурентоспособность вашей идеи
Если идея создаваемого вами продукта уже реализована другими, возьмитесь за детальное изучение конкурентных продуктов для того, чтобы выявить их возможные слабые стороны и создать лучше. Помощник вам в этом – способ дифференциации преимуществ конкурентного продукта. Нужно составить документ с видением продукта и приложить к нему ссылки на аналоги решений, с дополнительными данными с освещением функционалов, которые вам понравились. В дальнейшем это упростит взаимопонимание с теми, кто реализует вашу концепцию.
Реализация проекта в срок и бюджет проекта
В этом разделе стоит указать желательные сроки конца работы над проектом, налагаемые вами бюджетные границы, имея в виду правило «треугольник возможностей», где пересекаются секторы «качество-сроки исполнения-стоимость». Чем лучше спланированы эти составляющие, тем лучше будет качество продукта на выходе.
Дальнейшие действия
Product Vision служит началом любых действий по реализации любого начинания. Благодаря ему у вас формируется стратегия решений, видение целей в создании программного продукта, представление о работе в долгосрочной перспективе. А вот если такого видения нет, и снижаются шансы на появление у вас хорошего результата, так как размываются границы и приоритеты проекта.
А заказчикам совет: «Не бояться сложностей!» В первую очередь в виде тонкостей и нюансов, которые сначала могут показаться непонятными или даже пугающими. Но на то и есть ведущий специалист проекта или его бизнес-аналитик, которые окажут помощь в том, чтобы справиться с анализом ваших проблем, подскажут функционал решений, помогут поставить ориентиры в технологических тонкостях. А заодно помогут сориентироваться в конечной стоимости и крайних сроках завершения работ.