Существует миф, что в рекламе используется особый 25 кадр, который воздействует на подсознание и побуждает людей совершить покупку. Ходили слухи, что президент США применял эту технологию в предвыборной кампании. Разбираемся, действительно ли 25 кадр способен оказывать влияние на людей.
Откуда произошел миф
Идея заключается в том, что глаз человека способен воспринимать 24 кадра в секунду. Тайный двадцать пятый кадр призван воздействовать на подсознание. На самом деле, он не является скрытым, просто сливается с другими и остается незамеченным. Его влияние на подсознание было опровергнуто Американской психологической ассоциацией.
Убеждение об «эффекте 25-го кадра» много раз затрагивалось в прессе. Несмотря на то, что его влияние на эмоции человека много раз отрицалось, упоминание об этом явлении как о чем-то реальном все же появляется в СМИ. Кроме того, в ряде стран действуют законы, запрещающие использование этого кадра при трансляции телевизионных рекламных роликов.
В 90-ые годы «желтая пресса» подогревала интерес населения к воздействию подсознательной рекламы. Появились видеокассеты со скрытыми кадрами, которые были направлены на лечение от заболеваний, изучение языков, похудение. Позже выяснилось, что такие сообщения не имеют оснований и направлены на привлечение внимания публики.
Создателей популярного мультсериала «Покемон» обвинили в применении 25 кадра, поводом послужили приступы эпилепсии у маленьких телезрителей. Позже 38 серия сериала была запрещена к показу. Создатели предположили, что причиной ухудшения самочувствия детей стали чересчур яркие цвета или резкая смена декораций.
Правда об эксперименте Викери
В 1957 Джеймс Викери сообщил, что провел в кинотеатрах штата Нью-Джерси эксперимент, где зрителям показывали скрытые кадры с рекламой. Дополнительный проектор работал все лето. Население призывали покупать попкорн и кока-колу.
Автор эксперимента сообщил, что эта технология привела к повышению продаж продуктов, которые рекламировали в кинотеатре. Информация заинтересовала СМИ и ученых. Эксперимент повторили в других кинотеатрах, но участники не отмечали желания покупать продукцию, которую предлагали на экране. Некоторые организации пытались получить от Джеймса Викери данные о проведения опыта, но он отказался предоставлять такую информацию.
Студент из Нью-Йорка писал доклад об эксперименте Викери, но отметил, что кинотеатр не мог принять 50 тысяч зрителей за полтора месяца. Кроме того, в ходе интервью директор сообщил, что не слышал, что в заведении когда-либо проводили опыты с использованием дополнительных кадров.
В 1962 году Джеймс Викери признался, что эксперимент и статистика продаж были сфабрикованными.
Научные исследования 25 кадра
Группа ученых из Нидерландов опровергла влияние скрытой рекламы на подсознание. Руководителем исследования был Йохан Карреманс. Было установлено, что скрытые кадры человек не воспринимает в качестве руководства к действию. Конечно, если речь не идет о лицах с психическими заболеваниями. Мозг здорового человека воспринимает информацию критически. Зритель оценивает продукт и самостоятельно принимает решение о целесообразности покупки.
Большинство ученых пришли к выводу, что человека нельзя «зомбировать» с помощью 25 кадра по следующим причинам:
- дополнительное изображение воспринимается в искаженном виде;
- мозг не воспринимает такую информацию;
- процессы адаптации происходят медленнее, чем передача 25-го кадра.
Психологи сообщают, что практически всегда на мозг действует несколько раздражителей. Мозг человека настроен на тот, который доминирует. Таким образом, человек будет концентрироваться на том, что происходит на экране, а не на скрытом изображении.